Культура и религия Бурятии

Религиозное направление туризма явление относительно новое, но стремительно развивающееся в последнее время. То же можно сказать и про религиозный туризм в Бурятии. Этому способствует стремление людей к культурному и религиозному обогащению через знакомство с ценностями различных конфессий. Духовная составляющая человеческой жизни все чаще выходит на первый план, заставляя все большое количество людей по всему миру отправляться в «религиозные» путешествия. Такой вид туризма не стоит путать с паломничеством, где во главе поставлены именно глубоко личные религиозные мотивы, побуждающие  человека к духовному росту, очищению, приобщению к святыням того или иного вероисповедания.

Бурятия – уникальное место на территории России, где соседствуют, не мешая друг другу 3 таких разных религии, как шаманизм, христианство и ламаизм. Каждая из этих конфессий нашла свою нишу в религиозной жизни Бурятии, сумев сохранить свои устои в ходе сложных исторических перипетий. Это не было бы возможным без участия надежных последователей и преданных верующих, на чьи плечи обрушивалось множество нелегких испытаний.

Шаманизм

Шаманизм — исконная вера коренного населения этой местности. Ее особенность -это одухотворение природы и природных сил, привязанность ритуалов к объектам природы, когда в ходе особых действий достигается гармония единства человека и сил земли, воды, воздуха, огня. Таким образом, главными местами поклонения и проведения ритуалов были природные объекты Байкала и близлежащих к озеру территорий – различные горы, долины рек, рощи в лесах, отдельно стоящие скалы и пр.

hamanizm_340784Шаманы это особый класс в общественной иерархии, и  быть причисленным к нему мог далеко не каждый. Соединяя в себе психолога, умелого манипулирующего сознанием, врачевателя, при помощи народных средств побеждающего болезни, сказителя, передающего древние легенды, шаман должен был иметь корни, связывающие его с шаманским родом.

Обряды шаманизма могли включать жертвоприношения тотемам в виде животных, были строго разграничены по своему предназначению и являлись прекрасно структурированным драматическим действием (так называемые камлания), производящим сильное впечатление на всех его свидетелей. Такие действа могли собирать до нескольких тысяч зрителей, что являлось своеобразным рекордом среди религиозной практики Бурятии.

Отчаянно отстаивая свое право на существование, шаманизм, сталкиваясь с распространением в данной местности буддизма и христианства, смог сохранить свои позиции. В настоящее время наблюдается всплеск интереса к позабытым практикам этого вероисповедания, провозглашающего торжество и главенство природы в человеческом существовании.  Духовные памятники, унаследованные от шаманизма являются важной составляющей, делающих религиозный туры по Бурятии более чем увлекательными.

Христианство

monastir_310711Христианство прошло сложный путь признания в Бурятии. Шаманизм и активно распространяющийся буддизм, а также староверческая религия, исповедовавшаяся у высланных сюда переселенцев, всячески тормозили принятие христианства в этом крае. Воспринимаемое как вера русской части населения, христианство стараниями не столь многочисленных, но сильных духом проповедников, все же нашло своих верующих из числа местного населения.

В конце XVIIв. закладывается Посольский монастырь – главный опорный пункт распространения здесь христианства.Церковь приветствует и такие методы, как освобождение местного населения от налога – ясака в обмен на переход в христианскую веру. В начале ХХ в. число исповедовавших христианство бурятов насчитывало 85 тысяч человек. Все созданное с таким трудом в период до революции 1917 года разрушается большевиками, многие видные деятели русской православной церкви расстреливаются или становятся жертвами лагерей. Лишь после окончания второй мировой войны становится возможным восстановление некоторых приходов и храмов. И только в 1994 году существование и деятельность русской православной церкви переводится в статус разрешенных законом.

Ламаизм

Ламаизм как региональная форма буддизма проникает в Бурятию в XVIIв. из Тибета и Монголии. Это ответвление буддизма, в точности следуя догматам основного направления, огромную роль в духовном совершенствовании отводит ламам, как наставникам и проводникам в мир просветленности и благодати. Другой характерной особенностью ламаизма является его пышная обрядность, подчиненная строгим правилам. Ритуал цам-хурал – ярчайшее тому доказательство. Обрядовые танцы с пантомимой, привлекавшие богатством красок, костюмов и масок большие скопления народа, выполнялись не иначе как по строго регламентированным правилам древних тибетских книг. Бурятский ламаизм имеет и еще одну отличительную особенность- он ассимилировался со многими традиционными воззрениями шаманизма, вобрав многие его черты – обожествление и поклонение силам природы, почитание эжинов – духов хранителей рода и пр.

dacan_364151741 год считается отправным в процессе становления буддизма в Бурятии. Именно эта дата связана с изданием императрицей Екатериной Петровной указа о придании ламаизму статуса одной из государственных религий на территории России. Утвержденный штат из 150 лам официально узаконивался и освобождался от взимания налогов. С этих пор буддизм активно развивается, распространяясь по Бурятии, и привлекая в свой стан все большее количество последователей.

Одновременно с укреплением позиций ламаизма в конце XIXначале XX в.в. активно открываются буддийские школы, издаются книги, совершенствуется прикладное искусство. Дацаны становятся некими университетами в миниатюре, подготавливающими достойную смену священнослужителям, и являющимися центрами тибетской философии, медицины, литературы.

В их распоряжении были редчайшие образцы буддийского достояния – многие медицинские трактаты, редчайшие статуи. Период расцвета ламаизма, когда на территории Бурятии существовало 48 дацанов с числом лам равному 16 000, с приходом к власти большевиков сменился эпохой упадка. Дацаны упраздняются, священнослужители подвергаются репрессиям, духовные ценности уничтожаются. И только в начале 90-х г.г. прошлого века происходит возрождение ламаизма.

statuya_36418Бурятия сейчас — центр буддизма России. В ведение бурятского буддизма возвращена статуя из сандалового дерева Зандан-Жуу, являющаяся артефактом для всего буддийского мира, тесно связанная с именем Будды. Неординарное событие, произошедшее в Иволгинском дацане, приковывает к себе внимание ученых, верующих и простых обывателей всего мира – обнаружено нетленное тело хомбо-ламы Итигэлова, с момента смерти которого уже прошло 80 лет. Этот прецедент не имеет аналогов в мире и неизменно привлекает к себе большое количество заинтересованных туристов.

Религиозный туризм в Бурятии имеет великолепные предпосылки в виде богатейшей природы, насыщенной истории, колоритной самобытности региона. Это приоритетное направление, находясь только в начале своего прогресса, несомненно, достигнет со временем своего наивысшего расцвета. Создание бальнеологических курортов, использующих целебную силу минеральных источников, вкупе с канонами тибетской медицины, позволят придать Бурятии совершенно особый статус. Планируется открытие здесь горнолыжных курортов, по качеству и протяженности превосходящих европейские аналоги. Чистейшие воды Байкала и священные места шаманов помогут в закреплении за этим дивным краем репутации места богатого на духовные и природные открытия.

Комментариев: 0 шт
Написать комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Вы можете использовать следующие HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>