Легенды и мифы Бурятии

Легенды и мифы Бурятии были для бурятского народа своеобразной формой познания мира и художественным восприятием окружающей жизни. Сложились они еще в далекую дочингисхановскую эпоху.

Мифы и легенды Бурятии повествовали о непростой истории бурятского народа, их прародителях – Эхирите, Булагате и Буха-нойоне, об эпических героях, реальных личностях, прославивших историю края – Бойль-баторе, Бальжин-хатан, Чингисхане. В них тесно переплетаются сказки о богатырях и рассказы о реальных правителях прошлого, обладающих фантастическими способностями, разговаривающих на языке птиц и зверей, которые могли общаться с богами и даже сами, по их желанию, становились небожителями.

Легенды и мифы Бурятии реалистичны и оригинальны, к тому же близки и понятны народам других культур. В них трудно различить правду и вымысел. Они исходят от шаманской веры бурят.

Улигеры

Исполнение улигераТрадиционный бурятский фольклор представлен наиболее глубоким и древним жанром – улигерами, шаманскими призываниями, мифами, легендами о героических подвигах богатырей. Улигеры – это вершина народной поэзии. В них история тесно сплелась с мифологией. Объем улигеров был достаточно велик: от 5 до 20 тысяч стихов.

Улигеры исполняли певцы-улигершины, которые играя на хууре, щипковом инструменте, могли наизусть рассказать все произведение. Певцы – сказители дополняли исполняемые ими сказания, изображали подвиги прекрасных богатырей, сцены их героических битв и сражений. В каждой местности славились свои сказители и часто между ними устраивались состязания.

Аналоги улигеров встречаются и у других народов. В героическом эпосе бурят насчитывают более двух сотен неповторимых произведений. Самые известные – это «Буха хара хубуун», «Айбуурай мэргэн», «Аламжи мэргэн» и др. Но центральное место в бурятском эпосе занимает эпос «Гэсэр», который по историческому значению, эпичности и объему является памятником народной мысли.

В бурятском эпосе есть мифы о хозяине ветров, синего неба, вод и хозяине самого Байкала. А птица, живущая в скале у Малого Моря, почиталась как хозяин острова Ольхон. Колыбелью бурят издавна считалась земля вокруг сердца Сибири, Байкала — Бартуджин-Токум. Для бурят свойственны сложные обряды и богатая мифология. Легенды и мифы Бурятии повествуют, что небо состоит из 99 тэнгэринов, а те, в свою очередь, делятся на две группы – 44 восточных и 55 западных.

Для каждого племени бурят был свой защитник и покровитель в лице определенного тэнгэрина. Для каждого племени был характерен свой тотем – чтимая рыба, птица или зверь, с кем племя связывало свое происхождение. Сивый бык был тотемом у булагатов, пестрый налим – у эхиритов, а лебедь – у племени хори. Племена ежегодно поклонялись на Байкале духам местных озер, гор и рек, устраивая религиозные обряды – тайлаганы.

Легенды о происхождении Байкала

На Прибайкалье каждая речка, скала, гора, ущелье, село имеют свою историю, свою легенду, придуманную богатой народной фантазией. Особое место занимают легенды о великом Байкале.

Легенда о БайкалеВеличественные тайны озера пытались разгадать многие века народы, живущие у его берегов, это послужило созданию большого цикла сказаний и легенд, как среди бурятского народа, так и среди русских байкальских старожилов. Многие поколения слушали легенду о том, что с Байкала начинаются одиннадцать родов, названных в честь 11 сыновей Хоридоя, когда-то жившего у берегов озера-моря и ничего не жалевшего ради него. Благодарное Священное озеро наградило Хоридоя женой в лице красавицы – лебедя.

Легенда о Булагате и Эхирите гласит, что они были детьми шаманки Усухан и быка Бухэ-Нойона. Росли братья под плеск и гул байкальских волн и стали прародителями северных бурятских племен.

В легендах  Бурятии человек не мыслит себя без природы, без Священного Байкала. Люди поклоняются Священному озеру, и в этом отражается отношение человека не только к окружающей природе, но и к себе самому. Русское население Байкала вобрало бурятское устное творчество в свои легенды и сказания о первых русских поселениях на Байкале, о пиратстве на озере, о варнаках, сбежавших из тюрем Зерентуя и Акатуя.

В своем фольклоре русские старожилы боготворили «Священный Байкал», воспевали его с огромным уважением и любовью: «Кто на Байкале не бывал – тот красоты не видал». В сказаниях Байкал наделялся чудесными свойствами. Е.Д. Перфильев повествовал, что Байкал един со всеми океанами и морями при помощи подземных проливов, что в его водах обитают все виды рыб, существующие на планете, что ничто не сравнится с прекрасным вкусом байкальской воды (предание «О том, как произошел Байкал»).

Еще одна легенда о Байкале гласит что, глубоко-глубоко в земле лежат камни, а глубже их – вода. Бывают такие камни, которые сразу начинают кипеть и разваливаться, если на них капнуть водой. И вот однажды тысячу лет назад глубоко в земле встретились вода и камень. Сошлись, закипели и силой пара сдвинули землю, вырвался пар с водой и затопил все низменные участки. Но горы преградили путь воде. Так и появился Байкал. Он никогда не убывает, потому что его снизу подпирает вода. По легенде та вода родственна Ледовитому океану. Поэтому старики сказывали, если что разобьется в Ледовитом океане, ищи остатки в Байкале и наоборот.

Легенда об Ольхоне

Легенда об ОльхонеЗа миллион лет вода в Байкале устоялась, но сильные ветра заставляли закипать озеро, как в котле. Дойдя до самого дна, волны поднимали оттуда камни и песок и гнали их к берегу. Но до суши было далеко, и камни цеплялись за подводную скалу. Так происходило многие годы. И намыли байкальские воды широкую и длинную гору из камней и песка. Так и появился остров Ольхон. Старики рассказывают, что остров иногда опускается, а иногда поднимается, потому, что стоит на скале.

Особо следует сказать о юроолах – загадках, пословицах, стихах-благопожеланиях. Буряты по достоинству ценили красоту, как природы, так и слова, пользовались афоризмами, иносказаниями, среди простого народа проводились состязания импровизаторов – острословов.

Творческий диапазон мифов Бурятии удивительно богат. Он напоминает многоводную реку, которая распадается на своем длинном пути на рукава. Но так как у них все же один поток с общим истоком и руслом, то и границу провести между этими рукавами бывает просто невозможно, и иногда в самой нехитрой легенде вдруг вспыхнет искра волшебства, как чудесный перстень на руке бурятской красавицы.

Комментариев: 1 шт
  • Людмила

    Действительно, бурятский язык богат и разнообразен, остер и точен. Многие выражения невозможно перевести на русский язык, т.к. они теряют свою окраску и иронию. Я очень сожалею, что современная молодежь мало интересуется легендами, эпосами бурятского народа. многие перестали говорить на родном языке. хорошо бы заняться просветительской деятельностью, начиная с малышей. Не обучать, как в школе, а в виде игры, постепенно знакомя с бурятскими словами.

    27.12.2018 в 5:23 дп Ответить
Написать комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Вы можете использовать следующие HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>